Подборка статей, рассматривающих христианский подход к воспитанию и обучению детей.
Как много значит отношение.
Рассказ, который я слышал много лет назад, поможет нам определить слово "отношение". Я слышал его в нескольких вариантах, но этот нравится мне больше всего.
Как-то раз к строительной площадке, на которой работали три каменщика, подошел человек. "Что ты делаешь?" - спросил он одного из строителей. Тот озабоченно нахмурился и угрюмо буркнул: "Зарабатываю себе на хлеб. Весь день работаю тут, как вол! Скорее бы день закончился, чтобы бросить все и пойти домой".
"А ты что делаешь?" - спросил он второго. "Укладываю кирпичи, - ответил тот. - Работа неплохая, и платят хорошо, есть свои преимущества, и домой приду вовремя".
"А ты что делаешь?" - спросил человек третьего каменщика. Тот посмотрел на незнакомца с улыбкой. Его лицо осветилось радостью. "Я возвожу собор", - прозвучал его ответ.
Три человека выполняли одну и ту же работу за одни и те же деньги. Все было одним и тем же... все, кроме отношения к своему делу.
Будучи отцом и дедом, я размышлял о том, какое наследство останется после меня последующим двум поколениям. Что бы мне хотелось оставить моим сыновьям и дочерям, внукам и внучкам больше всего? Помимо всего прочего, я хотел бы передать им правильное отношение к жизни.
Люди, которых я встречаю, подобны зеркалу. Когда я ворчу, ворчат и они. Когда я улыбаюсь и отражаю луч солнца, это тут же возвращается ко мне от окружающих меня людей.
Наши лица отражают отношение людей вокруг нас. В свою очередь, их лица отражают наше отношение. Своим поведением мы влияем друг друга. Мы можем быть либо тучей, либо cолнцем для тех, кто находится рядом с нами.
Задумайтесь над тем, в какой степени мы, как родители, влияем на становление отношения у наших детей, которые большую часть времени проводят с нами, и насколько формирование их характера в ранние годы жизни зависит от нас! Годы формирования ребенка включают в себя и становление их отношения. Многое из последующего их отношения к жизни будет взято из вашего отношения сегодня.
Однако, улыбки или насупленные брови не являются единственным фактором в становлении отношения у наших детей. Они наблюдают за нашим отношением как взрослых, родителей к сложившимся жизненным трудностям. Недавно вы столкнулись с кризисной ситуацией? Как вы отреагировали на нее в присутствии детей? Принялись ли вы недовольно обвинять кого-то другого, говоря, что обстоятельства складываются против вас, и как все несправедливо устроено в этом мире? Если да, то стоит ли удивляться, что ваш ребенок жалуется на несправедливого учителя, несправедливый экзамен или неблагоприятные условия в школе? Как часто мы видим свое отражение в наших детях!
Приведу ниже несколько правил поведения, которые я надеюсь передать своим детям и внукам.
- Когда я начинаю думать, что данная задача мне не под силу, я задаю себе вопрос, действительно ли это так. Возможно, существует другой способ ее выполнения. Если я и вправду не могу этого сделать, тогда я пытаюсь выполнить другое не менее важное задание, которое мне по силам.
- Когда я думаю, что кто-то несправедлив ко мне, я извлеку урок из данной ситуации и в будущем постараюсь быть справедливым к другим.
- Когда мне больно знать, что кто-то выступает против меня, я буду думать о тех, кто поддерживает меня.
- Когда мне взгрустнется, и я начинаю жалеть себя, я вспоминаю все хорошее, что у меня есть.
- Когда кто-то скажет мне недоброе слово, я подумаю о чем-то приятном, что я честно могу сказать этому человеку.
- Когда я боюсь, что у меня ничего не получится, я вспоминаю три выполненных мною задания.
- Когда я склонен думать, что ты больше не любишь меня, я вспоминаю три конкретных проявления твоей заботы на прошлой неделе.
Список можно продолжить. Отношение, которое вы передаете своим детям, отразится в отношении, с которым вы будете подходить к разным обстоятельствам. Ваш ребенок часто является зеркальным отражением вашего отношения к жизненным трудностям.
Из книги В.Гилберта Бирса "Parents: Talk With Your Children" Harvest House Publishers
УЧИМ РАДОСТИ CЛУЖЕНИЯ
Оглядываясь на прожитую жизнь, вы поймете, что самые дорогие и памятные моменты - это те, когда мы делали что-то для других.
Генри Друммонд
Как-то раз, сидя у окна зимним снежным утром, я наблюдал за соседским мальчиком. Моим глазам открылась, хотя и безмолвная, но удивительная картина. С баскетбольным мячом подмышкой, в кроссовках, мальчик, радостно улыбаясь, распахнул дверь прямо в яркий белоснежный зимний день (это была суббота) и побежал по дорожке, ведя мяч, выбирая для этого сухие места на тщательно очищенном от снега асфальте.
Рано утром того же дня, спускаясь вниз за газетой, я видел, как он очищал снег перед своим домом.
Теперь мальчик свернул на тротуар и пробежал мимо соседского дома. Вот он остановился, оглянулся, подумал минуту, затем опять побежал и опять оcтановилcя. Его взгляд был устремлен на пожилую женщину, которая жила в том доме. Она пыталась справиться со старой громоздкой лопатой для чистки снега. Мальчик снова остановился. Я мог прочесть его мысли так отчетливо, как будто он говорил вслух: "Меня ждут ребята. Я пропущу начало... кроме того, я уже очистил дорожку сегодня утром. Но ведь она не справится. Уж очень слабенькая бабушка. Еще случится что-нибудь".
Он бросил мяч в сугроб и побежал назад за своей лопатой. Его лицо выражало смешанное чувство досады и удовлетворения от сознания того, что он сделал правильный выбор.
Как сказал Тэдди Рузвельт: "В жизненной борьбе главные - не те, кто критикует или указывает, где споткнулся сильный, не те, кто дает советы. Заслуга принадлежит тому, кто стоял на арене... кто все-таки пытался что-то делать... чье место никогда не будет среди безразличных и робких, которые никогда не знали ни побед, ни поражений!"
Теннисон сказал (и мы все слышали): "Лучше потерять любовь, чем не знать любви совсем".
Что же приводит нас на арену? Что толкает нас на риск горячо любить? Ответ - желание служить.
Те, кто служит, напрямую участвуют в происходящем. Они уже не просто зрители. И они никогда не будут среди "робких" душ, которые редко теряют и редко выигрывают.
Из книги Линды и Ричарда Айр "Teaching Children Sensitivity", Ballantine Books.
Что нужно педагогу, чтобы добиться уcпеха?
Учителя и родители, ваше умение эффективно воспитывать детей может повлиять на вечность. Иногда от нас зависит больше, чем нам кажется!
Искусство воспитания детей можно сравнить с искусством делать открытия.
Работа учителя заключается в том, чтобы развить в ребенке безграничное чувство любопытства к жизни, чтобы подрастающее поколение относилось к ней с восхищением, смешанным с благоговением и трепетом.
Искусство воспитания заключается в умении преподнести материал. Педагог, который пытается учить, не вызывая при этом в ученике желания учиться, кует холодное железо.
Преподаватели - это большие резервуары. Они постоянно должны быть вовлечены в образовательный процесс. Таким образом, они накапливают знания из двух источников: из личных открытий и из опыта учеников.
Хороший учитель упражняет не только свою речь, но и слух.
Хотя преподаватель не может научить тому, чего он не знает, он может пробудить в ученике интерес выучить это самостоятельно. Хороший учитель измеряется по количеству учеников, превзошедших его.
Хороший педагог - это не тот, кто просто передает знания своим ученикам, но тот, кто пробуждает у них интерес к знаниям и желание узнавать больше самим. Он - зажигает искру, а не перегоняет горючее.
Задача обучения состоит в том, чтобы научить учеников обходиться без учителя.
Очень трудно научить чему-то без доброты. Ученики должны чувствовать, что преподаватель хочет помочь им, хочет, чтобы они стали лучше; он заинтересован в их росте, понимает их ошибки, доволен их успехами, сочувствует их слабостям.
Хорошие учителя развивают определенные черты характера, которые значительно способствуют их успеху. Во-первых, они ценят творческие способности детей. Во-вторых, они знают, как и когда поддерживать дисциплину. Они также могут справедливо судить о людях и давать им точную оценку. У них есть чувство юмора. Они абсолютно непредвзяты и открыты для новых идей и подходов в своей работе.
Как-то профессор с многолетним преподавательским стажем давал советы начинающему педагогу. "Вы увидите, что почти в каждом классе найдется малец, готовый поспорить. Ваша первая реакция - заставить его замолчать, но я советую вам хорошенько подумать, прежде чем делать это. Возможно, он - единственный, кто слушает".
"И учите им сыновей своих, говоря о них, когда
ты сидишь в доме твоем, и когда идешь дорогою,
и когда ложишься, и когда встаешь"
(Библия, Второзаконие 11:19).
|